Школа, вуз, работодатель: Как действует бесшовная система подготовки кадров
В редакции медиагруппы «Комсомольская правда» прошел круглый стол дискуссионного клуба Vostok
Источник: www.kp.ru
Ирина ИЛЬИНА
Нынешний уровень безработицы побил собственные рекорды по снижению – 2,3%. Ниже, как говорится, уже некуда. В этой ситуации острый дефицит кадров неизбежен. Для предприятий переманивать специалистов из компаний-конкурентов, бесконечно повышая зарплаты, не вариант, поэтому приходится действовать на опережение. И многие работодатели уже несколько лет готовят кадровую смену загодя, используя эффективные инструменты сопровождения молодых талантов: от школьной скамьи к первому рабочему месту.

Такая подготовка именуется бесшовной системой образования. И ее неотъемлемой частью являются вузы – участники программы «Приоритет-2030», проекта Передовых инженерных школ (ПИШ), научно-образовательные центры (НОЦ), специализированные учебно-научные центры (СУНЦ) и десять федеральных университетов – связывающие и цементирующие основу общей образовательной системы нашей страны и создающие одно из главных социальных благ нашего общества.
– Целью школьного образования должно стать формирование у выпускника базовых знаний и ценностей, позволяющих ему здраво и критично оценивать окружающий его мир и место в нем человека, – отметил программный директор Клуба Vostok Сергей Рыбаков. – А также ценностное мировоззрение о профессии, роли, которую в ее развитии играют экологические, технологические и экономические факторы, мотивирующие его к дальнейшему саморазвитию, путем усовершенствования выбранной им специальности.
Задача поддержки молодежи на рынке труда заложена в новых, запускаемых с этого года, национальных проектах «Молодежь и дети» и «Кадры», в которых одна из важных ролей отводится работодателю как участнику процесса практико-ориентированной подготовки высококвалифицированных специалистов.
КТО ОН, ИДЕАЛЬНЫЙ ВЫПУСКНИК?
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова в своем выступлении она подчеркнула важность межведомственного взаимодействия и новых национальных проектов для формирования гармонично развитого выпускника, готового к современным вызовам.
– Мы говорим о гармонично развитом выпускнике, который понимает свое место, роль и значимость для развития нашей страны. Это должен быть профессионал и патриот, способный выстраивать полноценное взаимодействие с работодателем уже в период обучения, — сказала Ольга Петрова. – Создание единой экосистемы, объединяющей школы, вузы и работодателей, а также запуск новых национальных проектов, таких как «Молодежь и дети» и «Кадры», направлены на развитие эффективной подготовки кадров. Только синергия усилий всех участников процесса позволит достичь результата.
КАДРЫ ДЛЯ НАУКИ…
Руководитель проекта «Содружество университетских школ» Андрей Гладилин рассказал о проекте создания бесшовной системы подготовки кадров для национальной науки и экономики и поделился дальнейшими планами его развития. «Содружество» уже объединяет более 15 школ из 9 регионов России и трех стран СНГ. В каждой школе реализуются уникальные подходы к обучению, включая интернатный формат, отбор лучших педагогов и сопровождение учащихся с высоким образовательным запросом.
– Сейчас все факторы процесса – школы, университеты, работодатели – заинтересованы в успехе проекта, – отметил Гладилин. – Важно синхронизировать усилия, чтобы между нами не осталось швов, и тогда дети смогут двигаться по траектории бесшовно, гармонично вливаясь в экономику нашей страны. В рамках бесшовной системы работодатели вовлекаются в образовательный процесс еще на уровне школы: предоставляют темы для проектных работ, формируют специализированные классы и группы, а затем сопровождают студентов в вузах и на практике.
К слову, проект уже дал первые результаты: классы с участием таких работодателей, как Росатом, Роснефть и СИБУР, успешно запущены в гимназии МГУ и других университетских школах.
…ДЛЯ АТОМНОЙ СТАНЦИИ
О проекте подготовки специалистов для первой в мире наземной атомной станции малой мощности поведал ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев. Этот проект СВФУ реализует совместно с Росатомом.
– Если мы детей не заинтересуем, то столкнемся с серьезной проблемой нехватки местных кадров, – подчеркнул ректор. – Подготовить специалиста в Москве или Нижнем Новгороде и отправить его на Крайний Север недостаточно. Здесь нужны местные специалисты, которые знают условия, понимают специфику региона и остаются работать после обучения. Мы же, как университет, уже работаем с Росатомом и школьными СУНЦами, чтобы начинать подготовку специалистов со школьной скамьи.
По его словам, перед системой образования стоит задача создания непрерывной цепочки подготовки кадров – от школы и колледжа до университета и дальнейшего взаимодействия с работодателями. Николаев добавил, что проекты подобного масштаба, как строительство атомной станции, требуют заблаговременной работы на уровне образовательных программ и привлечения молодёжи к специальностям, связанным с передовыми технологиями.
ДОТЯНУТЬСЯ ДО ДЕТСАДА
Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, профессор РАН Александр Мажуга уверен, создание преемственности образовательных программ на всех уровнях — от школы до университета — становится ключевым направлением стратегии образования в России до 2040 года. И для этого нужны ключевые законодательные инициативы, которые определят будущее национальной системы образования.
– Сегодня мы находимся в стадии разработки стратегии образования, которая охватывает все уровни — от детского сада до университета. Мы должны определить контуры и черты нашей системы, чтобы понять, куда мы движемся и какие задачи решаем, — отметил он. – Среди главных задач — повышение качества высшего образования, преодоление дефицита квалифицированных кадров и внедрение новых уровней обучения. Спикер также указал, что для решения этих вопросов требуется активное участие работодателей. Они должны участвовать в содержании образования и повышении престижа профессий. Мы уже видим успешные примеры в IT-сфере, где благодаря совместным усилиям государства и бизнеса удалось поднять популярность специальности.
УЧЕНЫЕ + АБИТУРИЕНТЫ
Ученые ЮФУ участвуют в подготовке будущих специалистов для науки и производства.
Директор СУНЦ Южного федерального округа (ЮФО) Тимур Синельников рассказал, как проходит этот процесс. А также, как настроена система перехода ребят из СУНЦа в университет, а затем — к выбору будущей профессии.
– Мы понимаем, что для формирования системы, обеспечивающей плавный переход, недостаточно образовательных программ, отдельных профориентационных проектов и правил работы педагогов в аудитории, – сказал он. – Речь идет о формировании особой образовательной и учебно-исследовательской среды. Важно, чтобы для кадров, привлекаемых к работе с детьми и СУНЦем в целом, наука, исследование, технологии были сферой применения профессиональных компетенций, образом жизни. Таким образом, создание научно-образовательной экосистемы, с привлечением ведущих ученых и лабораторий ЮФУ, позволяет школьникам не только углубленно изучать профильные дисциплины, но и участвовать в реальных научных исследованиях, получая уникальный опыт еще до поступления в университет.
По словам спикера, в результате таких интегрированных программ, студенты СУНЦ ЮФО получают шанс на раннюю научную карьеру, участвуя в проектах, связанных с актуальными исследованиями, и даже проходя стажировки в международных институтах. Это не только укрепляет связи с работодателями, но и стимулирует студентов к выбору научной профессии.
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Готовить высококвалифицированные кадры, начиная с профильных классов СУНЦ в интересах отраслевых работодателей – один из современных подходов. Директор СУНЦ УрФУ имени Б.Н. Ельцина Лариса Манылова подчеркнула, ключ к успешной подготовке будущих специалистов — это интеграция образовательных программ с практической деятельностью.
– Мы предполагаем, что связку с работодателем нужно обеспечивать через практическую часть. Когда у ребенка сначала появляется практическая задача, а потом он ищет ответы в академических науках, углубляясь в профиль, – сказала она. – Интегрированные программы, включающие академическую часть, практические задачи и дополнительные курсы, позволят соединить знания с реальными запросами работодателей. Это особенно актуально на фоне снижения интереса школьников к выбору физики и других технических дисциплин как профильных предметов. И если бы в статях 75, 77 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательно были закреплены особенности профильных образовательных программ, носящих интегрированный характер, то это позволило бы объединить усилия школ, вузов и предприятий в едином образовательном комплексе.
БЕЗ ШВОВ, НО НЕ БЕЗ СТРЕССОВ
Заместитель директора по науке и инновациям АО «НИИ Графит» (Госкорпорация «Росатом») Артур Гареев считает, что бесшовная система подготовки кадров требует долгосрочных вложений.
– Траектория интеграции от школы до работодателя должна быть без швов, но не без стрессов, – уверен он. – Стрессы нужны, как и сложные задачи, в том числе организационные. Не все задачи, которые ребята будут решать, будут профильными – зачастую приходится решать хозяйственные и организационные вопросы, развивать личностные качества и закалять характер. Это необходимо, чтобы подготовить специалистов, которых мы не найдем ни в одном вузе. Мы создаем систему, которая вовлекает молодежь в процессы и помогает им развиваться как профессионалам, начиная со школы и заканчивая университетом, где они работают над нашими проектами, проходят стажировки и защищают дипломы по нашим темам.
Кроме того, Артур Гареев рассказал, что АО «НИИграфит» – одно из немногих в России, занимающееся созданием материалов на основе углерода, в том числе разработкой технологий углеродных материалов, проведением расчетов и моделирования конструкций, включая разработку технологий получения графитов. Он подчеркнул, что целенаправленной подготовкой специалистов в этой области не занимается ни один ВУЗ. Именно поэтому, по словам спикера, они активно ведут работу по привлечению молодежи в институт для подготовки в дальнейшем профильных специалистов. Работают со школьниками, организуя экскурсии в лаборатории, несмотря на сложности, связанные с техникой безопасности и режимом предприятия. Кроме того, институт тесно сотрудничает с колледжами и ВУЗами, студенты проходят оплачиваемые стажировки, защищают дипломы по темам, предложенным институтом, участвуют в отраслевых чемпионатах, таких как AtomSkills, что помогает им развивать навыки и получать ценный опыт.
Работа в этом направлении позволяет обеспечить преемственность поколений и сохранение критически важных знаний.
ОТ ГИБКОСТИ К РЕЗУЛЬТАТАМ
Руководитель практики по работе с учебными заведениями СИБУР Александр Сесоров рассказал, насколько эффективен опыт компании в подходе «школа — колледж — вуз — предприятие» для подготовки квалифицированных работников для своих предприятий в городах присутствия, а также об альтернативных решениях для задачи по подготовке кадров для отрасли. Главная идея выступления — гибкость профориентации как основа для формирования у школьников способности принимать решения и выстраивать карьерные траектории.
– В чем основная история и фокус внимания работы по так называемой бесшовной профориентации? Это сохранять гибкость, – спрашивает и отвечает эксперт. – Уже в шестых, седьмых, восьмых классах предоставлять ребятам возможность самим принимать решения, не направляя их в сторону конкретной профессии. Мы учим их выбирать и выстраивать свои шаги в будущем. Например, через экскурсии, разговоры со специалистами, конкурсы профмастерства. Это помогает почувствовать, какие возможности открываются в регионе и компании.
Такой подход, по его словам, охватывает не только профориентацию в школах, но и сопровождение выпускников в колледжах и вузах, а затем на производстве. По словам эксперта, для компании важно не только готовить специалистов, но и удерживать их в регионах, чтобы они капитализировали развитие предприятий и инфраструктуры.
ЗОЛОТУ НУЖНЫ ЛУЧШИЕ КАДРЫ
Заместитель директора по связям с общественностью золотодобывающей компании «Полюс» Юлия Деева рассказала, как компания борется за лучшие кадры и какие инициативы она считает необходимыми для реализации бесшовной системы подготовки кадров.
По её мнению, работу важно вести не только со школами, но также с родителями — это важный элемент формирования правильного отношения к будущей профессии, особенно в регионах, где с одной стороны сильны стереотипы, а с другой складываются определенные традиции по выбору специальности, также играют большую роль семейные династии.
– Образ промышленности нужно менять, и работать с этим нужно с самого раннего возраста, начиная с семейного окружения. Важно разрушать стереотипы о профессиях, в том числе в такой сфере, как золотодобыча, — отметила спикер. – Современные высокотехнологичные процессы в золотодобыче вызывают удивление у многих, так как люди часто не знают о том как устроен процесс и имеют о ней представление, сформированное книгами и фильмами о временах Золотой лихорадки. Современная золотодобыча — это высокотехнологичная цифровизованная отрасль. Сегодня на предприятиях используются такие методы, как гидрометаллургия, бактериальное извлечение золота, а также передовые геологические и цифровые технологии. Наша цель — показать, что это высокотехнологичная сфера с понятными карьерными перспективами и широким выбором профессий, в которой используются новейшие научные достижения.
Фото: Михаил ФРОЛОВ