В России растут «Лидеры корпоративной благотворительности»
Победители конкурса и участники рейтинга «Лидеры корпоративной благотворительности» ассоциации грантодающих организаций «Форум доноров» в 2021 году переходили от благотворительности к социальным инвестициям, ориентируясь на Цели устойчивого развития ООН и вплетая социальные проекты в стратегии компаний. К такому мнению пришли эксперты конкурса, ранжировав компании и оценив уровень их корпоративной благотворительной и социальных активностей, а также рассмотрев более 100 конкурсных программ и проектов. Опрошенные “Ъ” эксперты конкурса говорят о формировании «корпоративного гражданства» у бизнес-структур, указывая, что они своевременно отреагировали на новые вызовы времени — многие программы касались напрямую или частично ликвидации последствий пандемии COVID-19.
Проект «Лидеры корпоративной благотворительности» проходит при поддержке Совета федерации, партнерами проекта являются АНО «Национальные приоритеты», ИД «Коммерсантъ» и EY в России. Партнерами же номинаций конкурса проектов являются Минэкономики, Минобрнауки, Минкульт, Совет Евразийского женского форума при Совете федерации, Фонд президентских грантов, ООН в России, РСПП, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» при поддержке СИБУР и организации «Общественный форум “Экология”».
Так, компаниям—потенциальным фигурантам рейтинга предлагалось сформулировать цели и задачи их благотворительной деятельности и социальных инвестиций, указать, учитывает ли она Цели устойчивого развития ООН (например, ликвидацию нищеты, хорошее здоровье и благополучие населения, сохранение экосистем, уменьшение неравенства, борьбу с изменением климата) и национальные цели развития России до 2030 года (сохранение населения, здоровье и благополучие людей, комфортная и безопасная среда для жизни, возможности для самореализации людей, достойный и эффективный труд, цифровая трансформация). Однако, отмечали организаторы конкурса, если компания не соотносит свою деятельность с Целями устойчивого развития или национальными целями, она не теряет баллы.
Также участникам проекта необходимо было перечислить, как и где сформулирована политика и стратегия социальной и благотворительной деятельности, указать все ее направления и благополучателей, описать, как выстроена система управления благотворительной деятельностью и как в компании проходит процесс отбора проектов для финансирования в данной сфере. «И для нас крайне важны были блоки по взаимодействию компании с заинтересованными сторонами на разных этапах реализации их корпоративной благотворительной деятельности и социальных инвестиций, а также как сама компания оценивает результаты своей деятельности,— отмечает госпожа Саркисова.— Нам как организаторам, конечно, хочется, чтобы было больше системной деятельности, связанной со стратегией и миссией компании, непрерывно развивающейся, не зависящей от смены руководства компаний. Думаю, к этому и стимулирует компании наш проект».
В целом в 2021 году в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности» участвовали 66 компаний, 44 из которых — участники рейтинга. На конкурс номинаций было подано более 100 заявок, из которых партнеры номинаций выделили 36 призеров. По оценке «Форума доноров», на основании данных 25 компаний—участниц проекта, которые раскрывали объем своих соцвложений (участие в конкурсе к этому не обязывает), такие вложения в России выросли с 57,3 млрд руб. в 2018 году до 80,4 млрд руб. в 2020 году по сопоставимой выборке. Но в 2021 году эти данные раскрыли 39 компаний, а социальные инвестиции и траты на благотворительность за 2020 год приблизились к 105 млрд руб. По данным свежего ежегодного исследования Giving in numbers международной ассоциации Chief Executives for Corporate Purpose, соответствующие траты 117 из 230 крупнейших исследуемых глобальных компаний выросли с поправкой на инфляцию с $26 млн в 2018 году до $37 млн в 2020 году.
Системность и четкие результаты
В рейтинге компании-участники распределяются по шести категориям: А+ («Лидеры»), А («Лучшая практика»), В+ («Передовая практика»), В («Хорошая практика»), С+ («Развивающаяся практика»), С («Формирующаяся практика»). В категорию A+ в текущем году вошло шесть компаний, тогда как в прошлом году их было только две. Сейчас в этой группе «Газпром нефть», «Металлоинвест», МТС, «Норникель», «Русал» и СИБУР.
«В этом году результаты рейтинга, а именно значительно увеличившееся число компаний в категории А+, показывают, что у компаний сохраняется и усиливается тенденция перехода к осмысленному, системному и эффективному ведению деятельности в социальной сфере,— полагает эксперт конкурса, гендиректор агентства “Стратегические коммуникации” Екатерина Верещагина.— Очевиден и переход от благотворительности к формату социальных инвестиций. Главное отличие социальных инвестиций от благотворительности — это ориентация на долгосрочный социальный эффект, а не просто на помощь в трудной ситуации тем, кто в ней нуждается». По ее словам, именно понятие «социальные инвестиции» более точно характеризует то, чем сейчас занимается крупный бизнес: «И это очень здорово, потому что бизнес-подход позволяет рациональнее использовать ресурсы, объединять усилия и добиваться действительно значимых результатов».
Число компаний, которые вошли в категорию А, с прошлого года не изменилось — их по-прежнему 12: «Coca-Cola в России», Amway, АФК «Система», Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл», ЕВРАЗ, Объединенная металлургическая компания, «Ростелеком», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», «Северсталь», СУЭК, ТМК и «Эксон Нефтегаз Лимитед». В категорию В+ вошли 14 компаний, в том числе «JTI Россия», Polymetal, X5 Group, Банк ВТБ и «Вымпелком», в категории B оказалась только одна компания — «Янссен Россия» (подразделение «Джонсон & Джонсон»).
Как отметила Екатерина Верещагина, в конкурсе социальных проектов тренды наблюдались те же, что и в рейтинге: ориентация на системность и встраивание таких проектов в стратегию компании. Она также обратила внимание на то, что именно в текущем году многие компании продемонстрировали новые подходы к оценке своих благотворительных и социальных программ. «Мы увидели результаты не только в количестве проведенных мероприятий и числе охваченных участников, что больше характеризует процесс, а непосредственно оценку конечных результатов для целевой аудитории и в целом для регионов,— отметила она.— Компании указали, какие изменения повлек их проект, какие новшества привнес, как он повлиял на жизнь тех людей, которые являются заинтересованными сторонами компаний. Например, мы увидели точное количество новых рабочих мест, создаваемых по итогам реализации поддержанных проектов, а это очень значимый результат для регионов». Она добавила, что социальные инвестиции реализуются на долгосрочной основе: «И для общества это очень важно, потому что изменения в социальной сфере не происходят быстро».
Эксперт конкурса руководитель проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития», старший преподаватель РЭУ имени Плеханова Светлана Герасимова также полагает, что тема оценки компаниями своей деятельности в нынешнем году была очень сильной: «Это особенность именно этого года. Компании используют международную методологию, начинают задумываться о внешней экспертизе своих проектов, что, конечно, очень отрадно. Есть возможность посмотреть на эти проекты со стороны. Да и сам конкурс помогает им увидеть, что они делают, посмотреть на свою деятельность комплексно». «Что касается подходов к благотворительной деятельности, то явно прослеживается системный подход, связь со стратегией развития бизнеса и темой устойчивого развития,— говорит она.— Это уже комплексная каскадированная система, как матрешка: стратегия бизнеса—устойчивое развитие—социальные инвестиции. Компании-лидеры точно понимают результаты и эффекты системного подхода к корпоративной благотворительности, демонстрируют многолетние комплексные узнаваемые проекты с долгосрочным значительным результатом».
Трансформация по принципам устойчивого развития
В номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» победителем стал «Норникель» с проектом «Акселератор НКО». В номинации «Лучшая программа в сфере поддержки науки и образования» первое место заняли Альфа-банк со своей стипендиальной программой «Альфа-Шанс» и «РусГидро» с проектом конкурса студенческих проектов «Энергия развития». В номинации «Лучшая программа, направленная на поддержку культуры и искусства» первое место досталось ОМК с проектом «Город удивительных людей». В номинации «Лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в контексте устойчивого развития и стратегии бизнеса» победили «Металлоинвест» с комплексной программой поддержки регионов присутствия в период пандемии и МТС с проектом «Туристические аудиогиды от МТС». Лучшей программой, способствующей обеспечению гендерного равенства, стал проект компании Polymetal International — ассоциация «Женщины в добывающей отрасли России». А лучшей программой, способствующей устойчивому развитию с помощью грантовых конкурсов, стал «Металлоинвест» — учредитель грантового конкурса «ВМЕСТЕ! С моим городом». Лучшей программой, способствующей реализации Целей устойчивого развития ООН, стала программа «Мы выбираем здоровье» СУЭК.
Как полагает эксперт конкурса исполнительный директор национальной сети Глобального договора ООН в России Марина Вашукова, проекты компаний все нагляднее показывают, что трансформация их стратегий опирается именно на принципы устойчивого развития: «Теперь это рамка для бизнеса, и она никуда не денется». По словам эксперта, больше половины заявок вышло за рамки благотворительности: «Здесь можно долго говорить и спорить, что такое корпоративная благотворительность, но то, что сейчас предлагают компании-лидеры, это уже чаще всего такое корпоративное гражданство, и их проекты в сфере устойчивого развития показывают, как компания себя мыслит в этой сфере, как она соединяет свои проекты с миссией. Акционных, эпизодических проектов становится все меньше».
Светлана Герасимова замечает, что качество проектов, подаваемых в рейтинг, выше с каждым годом: в группе, которую она оценивала, было шесть участников с высокими оценками, а раньше лидер традиционно был лишь один. Она отметила и наплыв участников из отраслей, которые ранее конкурсом не интересовались: «Добавился ритейл, с осмысленным системным подходом к устойчивому развитию и социальным инвестициям, логистика и порты, увеличилось количество FMCG-компаний и банков».
Эксперты отмечают, что новым элементом программ практически всех компаний стала помощь системе здравоохранения в борьбе с последствиями пандемии COVID-19. В прошлом году для таких проектов была выделена отдельная номинация, но в этом году ее не было — такие проекты оценивались в рамках всех номинаций. «Здравоохранение — это та сфера, которую бизнес старается касаться по минимуму,— пояснила Екатерина Верещагина.— Это сложная, затратная история, которая посильна не каждой компании. Но пандемия показала, что эта область критически важна, и многие компании, которые раньше с осторожностью относились к теме, поняли, что готовы рассмотреть здравоохранение как одно из направлений своих социальных инвестиций. И это серьезное изменение». Как отметила Марина Вашукова, говоря о ситуации с пандемией и реакции на нее бизнес-компаний, «одно дело — быстро отреагировать на какие-то ежедневные и насущные потребности, а другое — осознать, что ситуация влияет на весь эколого-социальный баланс»: «И бизнес в целом, если говорить о тренде, глубоко осознал свою роль в этом балансе».
Валерия Мишина